воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Глава 1.4 Символы Быта. Выводы

1.4. Дополним вышеописанную картину мироустройства менее глобальными символами – бытовыми. Они также важны в миропонимании древнего славянина, как и представление о строении мира, о законах его существования. В конце этого пункта рассмотрим также некоторые сказочные предметы и символы.

  
Среди находок в древнерусских захоронениях часто встречаются странные предметы, содержащие декоративное изображение рыси, ложки, птицы-наседки, топорика и др., подвешенных к полукруглому основанию (см. рис.20). По мнению Б.А. Рыбакова и других учёных, эти предметы являются народными оберегами, пожеланиями счастья, благополучия, «всех благ». Возможно, они являлись свадебными подарками, символом начала новой семьи. Такой оберег состоит из основания (дуга небосвода с тремя положениями солнца) к которому подвешены на цепочках различные предметы. Более полные данные о разнообразии этих предметов собраны в книге Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси» в главе одиннадцатой «Народные обереги». Там же предлагается «чтение» комбинаций подвешенных к основанию фигурок как символического текста, где ложка (покрытая солнечными знаками) обозначает сытость, курица-наседка – семейный уют, ключ – сохранность имущества и т.п.
Разнообразие этих символов (см. рис.21) охватывает все главнейшие стороны жизни древнего человека, да и во многом – современного. На народных оберегах, несомненно, представлены все основные бытовые предметы и идеи.
В качестве примера – чтение оберега Б.А.Рыбаковым: «к полукруглой дужке на литых цепочках прикреплены следующие предметы: птица в спокойной позе (сидит в гнезде), ложка, ложка, пилообразный предмет (являющийся, как показывают другие наборы, упрощенным изображением челюсти хищника), ключ.
Наличие двух ложек сразу определяет, что мы имеем дело с двумя лицами, которым выражается пожелание быть сытыми... Все предметы данного набора выражают примерно следующую благожелательную фразу:
Да будет счастлива ваша семья (НАСЕДКА),
Будьте оба вы в сытости и благоденствии (ЛОЖКИ),
Пусть неприкосновенным будет ваше имущество (КЛЮЧ),
И да разъедутся враги ваши! (ЧЕЛЮСТЬ)…»
Рассмотрим сказочные символы. Начнём с изображений различных сцен и персонажей на турьем роге из Черной могилы, о котором не раз говорилось выше. Вкратце: на его ободе (который является упрощенным календарём) изображена древнейшая русская кощюна (русский языческий миф), повествующая о победе весны и тепла над зимой и холодом. Символически это изображается, как освобождение Героем пленницы Кощея - Анастасии (греч. воскресение); смерть Кощея от собственной стрелы. Герой русских сказок Иван Царевич на роге не изображен – в те древние времена его эквивалент присутствовал в сюжете незримо, либо отсутствовал вовсе. Вместо него был Див – олицетворение сил Добра, который прямо не вмешивался, но покровительствовал НЕИЗБЕЖНОЙ победе Света над тьмой. Смерть Кощея таится в зайце, которого ловит сокол (а помогает ему волк-хорт). Кощей же, стреляя из лука в сокола, дважды промахивается, а в третий раз убивает сам себя. Приходит весна и расцвет (см. рис.22). Обратите внимание, что переплетённые ростки, исходящие от Дива охватывают всех положительных персонажей-охотников, поддерживают их. Заяц к ним не относится. Символическое объяснение изображений дано на рисунке. Заяц является негативным персонажем возможно потому, что он олицетворяет приход зимы: смена его шерсти с бурой на белую предвещает морозы, стужу, снег и ведёт к самому сердцу зимы – солнцевороту, Карачуну. Тогда празднуется Коляда, как начало Нового Года, «поворот» солнца на лето. Возможно, в этой кощюне обыгрывается идея поимки зайца для того, чтобы остановить приход зимы. Удаётся поймать зайца (что одновременно смерти Кощея) в нижней точке годового круга, что освобождает Весну-Анастасию и приводит к «воскрешению» природы. Т.о. этот цикл замыкается.


По-моему, русским эквивалентом имени Анастасия (Настасья) в этой кощюне должно быть имя Кострома, Масленица, Марена (имена сжигаемых соломенных кукол). Это подтверждается тем, что во многих старых вариантах мифа про Кощея, Иван Царевич рассекает Настасью за предательство и службу Кощею. Её смерть от рассечения соответствует «посечению» или сжиганию соломенной куклы на некоторые древнерусские праздники. Её смерть в контексте кощюны справедлива и неизбежна, как и неизбежно бесконечное повторение всей этой календарной истории. Забегая наперёд, напишу, что такие языческие персонажи, как Марена, Ярило, Кострома, Купала и другие богами не являются, это просто имена сжигаемых кукол на разные праздники и в разных землях Руси (это однозначно подтверждается данными средневековых антиязыческих поучений и русским фольклором).


До завершения темы этого пункта очень далеко, т.к. она невероятно объемлюща; эти примеры сказочных символов дают много ответов, но порождают ещё больше новых вопросов, требующих рассмотрения и исследования. Например, такие сказочные предметы, знакомые каждому с детства, как сапоги-скороходы, ковёр-самолет, шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка, волшебный гребень и другие требуют пояснения. Это объемная работа, которая, надеюсь, будет проведена в будущем. Цель же этой книги – начать эту работу, осветив важнейшие базовые взгляды (образы мироустройства) древнего славянина – азбуку смыслов.

Выводы из главы 1. Данные для анализа и выводов.

Подведём итоги. В этой главе были рассмотрены конкретные древнерусские знаки, образы и их применение, описывающие цикличность жизни, развития человека и природы, годовой круг. Но вновь зададимся вопросом: что окружало древнего человека в его жизни? Какова была среда, в которой он рос, жил и умирал? Чем он занимался в периоды жизни, лишенные забот о пропитании, тепле и т.п.? На что был направлен творческий ум и поиск древнейшего человека?
С моей точки зрения, ответ можно дать лишь один – человек во всём и всегда видел цикличность года, как главный принцип жизни, как первооснову религии и морали, как первозакон, данный человеку Богом. Наблюдая цикл смены дня и ночи, цикл роста растений (аграрный), годовой цикл движения солнца (поднимающегося до высшей точки на небосводе и спускающегося в нижнюю точку, проходя два равноденствия), цикл жизни человека, животных, лунный цикл, и многие другие, древний человек оказался в такой информационной среде, которая не могла не породить целую культуру, основанную на этом круговороте. Лунные и солнечные календари, по которым живет человечество и сейчас, представление об астрономических эрах (эра Рыб, эра Водолея и другие), всевозможные школы астрологии, несомненно, возникли в рамках развития этой древней первокультуры. Можно предположить, что даже такие базовые понятия морали как добро и зло являются производными от двух половин годового цикла: теплого лета и холодной зимы. Возможно, древние анимистические религии (вера в добрых и злых духов), как впрочем, и современные, имеют в основе именно эти представления о Годе.
Как известно, любой процесс во Вселенной можно рассматривать как колебание, то есть цикличное воздействие. Т.о. среда, в которой жил прачеловек, способствовала пониманию и принятию этих колебаний всего сущего, циклов, как первоосновы, первозакона, данного Богом человеку.
Если этот вывод объективен, то описанные черты, свойственные древнерусской культуре, должны присутствовать и во всех остальных мировых культурах (особенно северных индоевропейских народов) в том или ином виде. Степень сохранности этого первобытного мировоззрения в культуре конкретного народа зависит от многих факторов и теоретически может быть утрачена почти полностью. С моей точки зрения, наиболее полной её сохранность должна быть у народов, живущих в климате с ярко выраженными зимой и летом, т.е. на севере Америки и Евразии. Нельзя забывать, что и понимание этого первозакона могло быть несколько различным изначально, тем не менее, его базовые принципы одинаковы для всех.
При такой, достаточно объективной, постановке вопроса становится очевидным, что не заметить подобные черты в языческой культуре различных народов исследователи не могли. Следовательно, должны существовать труды учёных, изучавших наследие предков на достаточно глубоком уровне, чтобы выделить эту цикличность, эти представления о Годе. Среди многочисленных трудов, в которых изучалось и систематизировалось языческое наследие, большая часть поверхностна (охватывает только позднюю, выродившуюся ритуальную часть, вышивки и моления-песни). При такой постановке вопроса, читающий оказывается в состоянии калейдоскопического идиотизма, он тонет в болоте разрозненной фактологии. Но есть также работы, посвященные именно глубокой идее Года; это, как правило, описание языческих календарей, построенных на фазах солнца. В ХХ веке жил учёный, всю жизнь посвятивший именно такому исследованию. Его работы замалчиваются научным сообществом ввиду противоречивости его судьбы, одиозности его фигуры и научных теорий. Несмотря на это, в них присутствует главное, необходимое нам, – методология познания языческого наследия через призму идей о сакральности годового цикла, учитывая всё накопленное по этой теме до него. Его имя Герман Феликс Вирт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий