1.4. Дополним
вышеописанную картину мироустройства менее глобальными символами – бытовыми.
Они также важны в миропонимании древнего славянина, как и представление о
строении мира, о законах его существования. В конце этого пункта рассмотрим
также некоторые сказочные предметы и символы.
Среди находок в
древнерусских захоронениях часто встречаются странные предметы, содержащие
декоративное изображение рыси, ложки, птицы-наседки, топорика и др.,
подвешенных к полукруглому основанию (см. рис.20). По мнению Б.А. Рыбакова и
других учёных, эти предметы являются народными оберегами, пожеланиями счастья,
благополучия, «всех благ». Возможно, они являлись свадебными подарками,
символом начала новой семьи. Такой оберег состоит из основания (дуга небосвода
с тремя положениями солнца) к которому подвешены на цепочках различные
предметы. Более полные данные о разнообразии этих предметов собраны в книге
Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси» в главе одиннадцатой «Народные обереги».
Там же предлагается «чтение» комбинаций подвешенных к основанию фигурок как
символического текста, где ложка (покрытая солнечными знаками) обозначает
сытость, курица-наседка – семейный уют, ключ – сохранность имущества и т.п.
Разнообразие
этих символов (см. рис.21) охватывает все главнейшие стороны жизни древнего
человека, да и во многом – современного. На народных оберегах, несомненно,
представлены все основные бытовые предметы и идеи.
В качестве
примера – чтение оберега Б.А.Рыбаковым: «к полукруглой дужке на литых цепочках
прикреплены следующие предметы: птица в спокойной позе (сидит в гнезде), ложка,
ложка, пилообразный предмет (являющийся, как показывают другие наборы,
упрощенным изображением челюсти хищника), ключ.
Наличие двух
ложек сразу определяет, что мы имеем дело с двумя лицами, которым выражается
пожелание быть сытыми... Все предметы данного набора выражают примерно
следующую благожелательную фразу:
Да будет счастлива ваша семья
(НАСЕДКА),
Будьте оба вы в сытости и
благоденствии (ЛОЖКИ),
Пусть неприкосновенным будет ваше
имущество (КЛЮЧ),
И да разъедутся враги ваши!
(ЧЕЛЮСТЬ)…»
Рассмотрим
сказочные символы. Начнём с изображений различных сцен и персонажей на турьем
роге из Черной могилы, о котором не раз говорилось выше. Вкратце: на его ободе
(который является упрощенным календарём) изображена древнейшая русская кощюна
(русский языческий миф), повествующая о победе весны и тепла над зимой и холодом.
Символически это изображается, как освобождение Героем пленницы Кощея -
Анастасии (греч. воскресение); смерть Кощея от собственной стрелы. Герой
русских сказок Иван Царевич на роге не изображен – в те древние времена его
эквивалент присутствовал в сюжете незримо, либо отсутствовал вовсе. Вместо него
был Див – олицетворение сил Добра, который прямо не вмешивался, но
покровительствовал НЕИЗБЕЖНОЙ победе Света над тьмой. Смерть Кощея таится в
зайце, которого ловит сокол (а помогает ему волк-хорт). Кощей же, стреляя из
лука в сокола, дважды промахивается, а в третий раз убивает сам себя. Приходит
весна и расцвет (см. рис.22). Обратите внимание, что переплетённые ростки,
исходящие от Дива охватывают всех положительных персонажей-охотников,
поддерживают их. Заяц к ним не относится. Символическое объяснение изображений
дано на рисунке. Заяц является негативным персонажем возможно потому, что он
олицетворяет приход зимы: смена его шерсти с бурой на белую предвещает морозы,
стужу, снег и ведёт к самому сердцу зимы – солнцевороту, Карачуну. Тогда
празднуется Коляда, как начало Нового Года, «поворот» солнца на лето. Возможно,
в этой кощюне обыгрывается идея поимки зайца для того, чтобы остановить приход
зимы. Удаётся поймать зайца (что одновременно смерти Кощея) в нижней точке
годового круга, что освобождает Весну-Анастасию и приводит к «воскрешению»
природы. Т.о. этот цикл замыкается.
По-моему,
русским эквивалентом имени Анастасия (Настасья) в этой кощюне должно быть имя
Кострома, Масленица, Марена (имена сжигаемых соломенных кукол). Это
подтверждается тем, что во многих старых вариантах мифа про Кощея, Иван Царевич
рассекает Настасью за предательство и службу Кощею. Её смерть от рассечения
соответствует «посечению» или сжиганию соломенной куклы на некоторые древнерусские
праздники. Её смерть в контексте кощюны справедлива и неизбежна, как и
неизбежно бесконечное повторение всей этой календарной истории. Забегая
наперёд, напишу, что такие языческие персонажи, как Марена, Ярило, Кострома,
Купала и другие богами не являются, это просто имена сжигаемых кукол на разные
праздники и в разных землях Руси (это однозначно подтверждается данными
средневековых антиязыческих поучений и русским фольклором).
До завершения
темы этого пункта очень далеко, т.к. она невероятно объемлюща; эти примеры
сказочных символов дают много ответов, но порождают ещё больше новых вопросов,
требующих рассмотрения и исследования. Например, такие сказочные предметы,
знакомые каждому с детства, как сапоги-скороходы, ковёр-самолет, шапка-невидимка,
меч-кладенец, скатерть-самобранка, волшебный гребень и другие требуют
пояснения. Это объемная работа, которая, надеюсь, будет проведена в будущем.
Цель же этой книги – начать эту работу, осветив важнейшие базовые взгляды
(образы мироустройства) древнего славянина – азбуку смыслов.
Выводы
из главы 1. Данные для анализа и выводов.
Подведём итоги. В этой главе были рассмотрены конкретные древнерусские
знаки, образы и их применение, описывающие цикличность жизни, развития человека
и природы, годовой круг. Но вновь зададимся вопросом: что окружало древнего
человека в его жизни? Какова была среда, в которой он рос, жил и умирал? Чем он
занимался в периоды жизни, лишенные забот о пропитании, тепле и т.п.? На что
был направлен творческий ум и поиск древнейшего человека?
С моей точки зрения, ответ можно дать лишь один – человек во всём и всегда
видел цикличность года, как главный принцип жизни, как первооснову религии и
морали, как первозакон, данный человеку Богом. Наблюдая цикл смены дня и ночи,
цикл роста растений (аграрный), годовой цикл движения солнца (поднимающегося до
высшей точки на небосводе и спускающегося в нижнюю точку, проходя два
равноденствия), цикл жизни человека, животных, лунный цикл, и многие другие,
древний человек оказался в такой информационной среде, которая не могла не
породить целую культуру, основанную на этом круговороте. Лунные и солнечные
календари, по которым живет человечество и сейчас, представление об
астрономических эрах (эра Рыб, эра Водолея и другие), всевозможные школы
астрологии, несомненно, возникли в рамках развития этой древней первокультуры.
Можно предположить, что даже такие базовые понятия морали как добро и зло
являются производными от двух половин годового цикла: теплого лета и холодной
зимы. Возможно, древние анимистические религии (вера в добрых и злых духов),
как впрочем, и современные, имеют в основе именно эти представления о Годе.
Как известно, любой процесс во Вселенной можно рассматривать как колебание,
то есть цикличное воздействие. Т.о. среда, в которой жил прачеловек,
способствовала пониманию и принятию этих колебаний всего сущего, циклов, как
первоосновы, первозакона, данного Богом человеку.
Если этот вывод объективен, то описанные черты, свойственные древнерусской
культуре, должны присутствовать и во всех остальных мировых культурах (особенно
северных индоевропейских народов) в том или ином виде. Степень сохранности
этого первобытного мировоззрения в культуре конкретного народа зависит от
многих факторов и теоретически может быть утрачена почти полностью. С моей
точки зрения, наиболее полной её сохранность должна быть у народов, живущих в
климате с ярко выраженными зимой и летом, т.е. на севере Америки и Евразии.
Нельзя забывать, что и понимание этого первозакона могло быть несколько
различным изначально, тем не менее, его базовые принципы одинаковы для всех.
При такой, достаточно объективной, постановке вопроса становится очевидным,
что не заметить подобные черты в языческой культуре различных народов
исследователи не могли. Следовательно, должны существовать труды учёных,
изучавших наследие предков на достаточно глубоком уровне, чтобы выделить эту
цикличность, эти представления о Годе. Среди многочисленных трудов, в которых
изучалось и систематизировалось языческое наследие, большая часть поверхностна
(охватывает только позднюю, выродившуюся ритуальную часть, вышивки и
моления-песни). При такой постановке вопроса, читающий оказывается
в состоянии калейдоскопического идиотизма, он тонет в болоте разрозненной
фактологии. Но есть также работы, посвященные именно глубокой идее Года;
это, как правило, описание языческих календарей, построенных на фазах солнца. В
ХХ веке жил учёный, всю жизнь посвятивший именно такому исследованию. Его
работы замалчиваются научным сообществом ввиду противоречивости его судьбы,
одиозности его фигуры и научных теорий. Несмотря на это, в них присутствует
главное, необходимое нам, – методология познания языческого наследия через
призму идей о сакральности годового цикла, учитывая всё накопленное по этой
теме до него. Его имя Герман Феликс Вирт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий